История техникума

1934-1939 гг.1943-1960 гг.1961-1980 гг.1981-1991 гг.Техникум сегодня

Существование Иркутского авиационного техникума было окончательно узаконено приказом № 309 от 23 сентября 1935 года — как вечернего техникума при заводе № 125 в г. Иркутске. Первый набор учащихся составляли три группы в количестве 82 человека, по двум специальностям: «Технология самолётостроения» и «Технология обработки металлов резанием». С 1953 года — новая специальность «Контрольно – измерительные и регулирующие устройства», в 60-х годах «Монтаж электрорадиооборудования самолётов», «Металлургия легких металлов», «Радиоаппаратостроение», в 70-х годах — «ЭВМ», в 80-х — «Техническое обслуживание робототехнических комплексов», с 90-х годов — Экономика, бухгалтерский учёт и контроль промышленности».
Трудно жилось техникуму, тесно в бараке, да и его снесли в 1937 году по ветхости. Начались скитания по школам №№ 34, 37, 43, где арендовали помещения в вечернее время. Но всё же, техникум работал, развивался. В 1939 году состоялся первый выпуск. Директор техникума Неделько А.В. в торжественной обстановке вручил 43 диплома, в том числе отличникам: Зинченко И.Н., Гельбарту А.С., Чернову Н.Н., Голубеву Д.В.

В 1941 году вечерний техникум как самостоятельное учебное заведение уже не существовал, потому, что был открыт дневной техникум и наш стал его отделением. Отделение по-прежнему не имело своего постоянного помещения и приходилось арендовать учебные классы общеобразовательных школ (тогда я уже был назначен — заведующим вечерним отделением).

За партами вечернего техникума получили знания более полутора тысяч заводчан. Многие годы выпускники нашего техникума были решающими кадрами завода».

Все основные хозяйственные расходы взял на себя завод, который по праву считается родоначальником Иркутского техникума.
Самолёты надо было строить и строить много и быстро, вместе с тем их надо было обслуживать и ремонтировать в процессе эксплуатации — на все это нужны были не только умелые руки, но и глубокие знания, высокая техническая грамотность.
Поэтому в стране расширялась сеть учебных заведений, готовящих специалистов авиационной промышленности, рассматривался вопрос о создании на востоке страны крупного, хорошо оснащенного техникума и решено было его открыть в Иркутске на базе авиационного завода и действующего вечернего техникума. Значение, которое придавалось будущему авиационному учебному заведению, видно из того, что окончательное решение об его открытии было вынесено уже в военное время приказом ГУУЗа НКАП за № 145 от 19 августа 1941 года: «В целях подготовки квалифицированных кадров для авиационной промышленности открыть дневной техникум с вечерним отделением при заводе». В этом же приказе техникуму отводилось здание по ул. Ленина, 5 (оба здания). Но условия военного времени потребовали разместить в них патронный завод № 540, эвакуированный из Краматорска под номером № 544.
С переездом техникума в 1945 году в здание на ул. Ленина стали увеличиваться наборы учащихся, появились новые специальности. Если первые отделения «Технология самолётостроения» (начальник отделения Цветков А.И.) и «Технология холодной обработки металлов резанием» в 1943 году были дополнены только одной технологией «Технология металлов давлением» (начальник отделения – Бройдо А.С.), то после 1945 года появились такие специальности как радиооборудование промышленных предприятий, электронно-вычислительные приборы и машины, КИП и другие.

В 1943 году директором техникума назначен Макаренко А. З. , который проработал директором 18 лет до 1961 года.

В 1946 году заканчивается строительство пристройки к старому зданию.

 

Постепенно техникум набирает силу: создаются новые кабинеты илаборатории, размещаются мастерские, строится актовый зал, затем физкультурный зал. Вместе с этим растет и набирается опыта коллектив преподавателей.

 

 

В течении этого времени большое внимание уделялось материальной базе техникума. Кабинеты и лаборатории постоянно развивались, дополнялись оборудованием.

Начиная с 1952 года, техникум принимает активное участие во всех выставках технического творчества г. Иркутска и других городов по линии Министерства авиационной промышленности.

 

В 60-е годы была оборудована лаборатория электрорадиоэлектронного оборудования, для учебных целей приобретен самолет МИГ-15.

Среди преподавателей работало  много мастеров своего дела.

 

 

С 1961 по 1965 годы директором техникума был Пекарин Валентин Александрович. Он прошел путь от преподавателя электротехники с 1955, заместитель директора по учебной работе с 1960 до директора с 1961 г.

 

С 1965 по 1980 годы директором техникума был Ракустов Константин Петрович. Выпускник первых наборов, остался работать в техникуме лаборантом, получив высшее образование, работал преподавателем, стал заведующим отделением, заместителем директора по учебной работе, директором ИАТ с 1965.

В 1973 году по рекомендации завода в техникуме  организовывается новый факультет «Эксплуатация и наладка станков с программным управлением». В 1977 году состоится первый выпуск, и выпускники этого факультета в основном будут направлены на завод. Через год они придут в 21, 60, 1 цеха на производственную практику. И, как многие выпускники техникума, в будущем свяжут с заводом свои трудовые биографии.

Для многих выпускников путь техникум — завод стал единстенным. Они надолго закрепились на заводе, стали руководителями производственных участков и подразделений — Е.К. Тепляков, В И. Жуланов, А. С. Степанов, М.В Волбат, Л.С. Черкашин, В.П. Мокрое, И.П.. Ветров. Выпускники всех поколений с благодарностью вспоминают преподавателей и руководителей техникума — Дмитрия Васильевича Голубева, Владимира Геннадьевича Винницкого, Алексея Степановича Тарасова.

Новое в авиационной промышленности находит отражение и в деятельности авиационного техникума.

 

 

Когда техникум был основан, он готовил специалистов лишь по двум отраслям — «Самолетостроение» и «Обработка металлов резанием», позже по десяти, и среди них, как «Контрольно-измерительные и регулирующие устройства», «Электрорадиооборудование самолетов», «Электронно-вычислительные машины, приборы и устройства» и другие.

 

За 1984-85 учебный год приобретено оборудование более чем на 400 тысяч рублей в первоначальной стоимости. Очень доброжелательно относится к нуждам техникума директор Г.Н. Горбунов и администрация авиазавода.

 

 

Специалисты завода принимают участие в деятельности техникума. Они руководят дипломными проектами, являются председателями экзаменационных комиссий. Это В.С. Крысанов, В.С. Лобановский, Ю.П. Фаберовский, Н.В. Мацкевич.

 

За годы существования техникум превратился в одно из крупнейших средних профессиональных заведений Российской Федерации. В ИАТ обучается более тысячи студентов по пяти специальностям: ”Технология машиностроения”, ”Производство летальных аппаратов”, “Программирование в компьютерных системах”, “Компьютерные системы и комплексы”, “Информационная безопасность автоматизированных систем”.
Сегодня Иркутский авиационный техникум- это учебное заведение, оснащенное по последнему слову техники необходимым оборудованием, обладающее мощной материально- технической базой и огромным потенциалом педагогического коллектива.

Накопленный за долгие годы работы потенциал позволил техникуму дважды в 2008-2009 годах выиграть конкурс приоритетного национального проекта “Образование” среди ГОУ начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные проекты.

Реализация инновационных образовательных программ позволила создать современную образовательную среду для формирования устойчивой мотивации молодежи к работе в высокотехнологичных областях экономики.

Сегодня в ИАТ ведется подготовка специалистов по двум профилям: технологическому информационному, учебно материальная база и система подготовки специалистов по этим направлениям кардинально преобразована.
В учебный процесс успешно внедрены CAD/CAM/CAE-технологии — от моделирования и изготовления до контроля изделий с помощью КИМ. Причем в учебных лабораториях и производственных участках используется такое же оборудование и программное обеспечение как и на ИАЗ.

В рамках информационного профиля созданы современные лаборатории новых сетевых технологий, микропроцессорных систем и измерительно-вычислительных комплексов, а также лаборатории комплексной безопасности и средств вычислительной техники.
Большое внимание в техникуме уделяется проектно- конструкторской и учебно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей. У нас создан учебно-исследовательский центр (УИЦ) в рамках которого работает студенческое конструкторское бюро.

Студенческое конструкторское бюро на базе специальных лабораторий УИЦ занимаются разработкой беспилотных летательных аппаратов: конструирует планеры, разрабатывает системы управления.
Кроме того, СКБ создает роботы- манипуляторы- ребята конструируют механические узлы, системы управления.

На базе ПК студенты разрабатывают стенды; внедряют измерительно-вычислительные комплексы; проводят исследование и внедрение компьютеризированных систем видеонаблюдения, пакетной передачи голосовой информации, биометрических систем защиты информации.

Такая деятельность направлена на индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, формирование у студента универсального умения самостоятельно ставить и решать задачи профессиональной деятельности. Акцент ставится на формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилях группах. Все это потребовало широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Сегодня можно сказать, что Иркутский Авиационный Техникум — это учебное заведение, оснащенное по последнему слову техники необходимым оборудованием, обладающее мощной материально-технической базой и огромным потенциалом педагогического коллектива.