Дуальное обучение студентов ГБПОУИО «ИАТ» на базе ИАЗ – филиал ПАО «Корпорация «Иркут»

Иркутский авиационный техникум реализует дуальное обучение с Иркутским авиационным заводом в рамках договора о сетевой форме реализации образовательных программ .

Дуальное (практико-ориентированное) обучение – это процесс взаимодействия трех субъектов обучения: преподавателя, студента и профильного предприятия.

С 1935 года на территории завода обучаются студенты Иркутского авиационного техникума. В данный момент реализуется очно-заочная форма обучения по специальностям: 15.02.08 «Технология машиностроения» и 24.02.01 «Производство летательных аппаратов» в учебно-производственном центре завода.

Приём на очно-заочное отделение производится на базе 11 классов, срок обучения – 3 года 10 месяцев. Студенты посещают занятия с понедельника по четверг, с 17:30 до 20:40. Недельная аудиторная нагрузка составляет 16 академических часов. Занятия ведут преподаватели техникума и ведущие специалисты завода: агрегатного, механосборочного и металлургического производств, управления главного конструктора, отдела программного управления.

Учебный план очно-заочного отделения совпадает с учебным планом очной формы обучения, содержание вариативной части согласовывается и разрабатывается при непосредственном участии специалистов завода. Объем часов дисциплин и междисциплинарных курсов составляет до 70% от объема часов очной формы обучения. Программы итоговой государственной аттестации, фонды оценочных средств в обязательном порядке согласовываются с руководителями отделов Иркутского авиационного завода.

Для получения оперативной информации о посещаемости и успеваемости студентов по очно-заочной форме обучения в техникуме внедрена автоматизированная информационная система, способная предоставлять эти сведения студентам и администрации техникума в дистанционном режиме за пределами учебных аудиторий. Более того, система способна вести учет достижений обучающихся и предоставлять доступ к учебным материалам.

Реализация данной формы обучения проходит следующим образом:
Общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули изучаются по реальной конструкторской и технологической документации.
В компьютерных аудиториях учебно-производственного центра проходят практические занятия и курсовое проектирование по разработке технической документации, с использованием программного обеспечения завода.
Теоретические, лабораторные и практические занятия не всегда проходят в аудиториях. По мере необходимости, для демонстрации конструкций, оснастки, этапов изготовления деталей, преподаватели со студентами проводят занятия в цехах.
Тематика курсового и дипломного проектирования, как правило, является актуальной производственной проблемой или решением конкретных производственных задач.
Защита выпускной квалификационной работы проходит в присутствии комиссии, в состав которой входят специалисты завода, а председателями комиссии являются руководители ведущих отделов.

Преимущества дуальной формы обучения на очно-заочной форме обучения:
1. У студентов очно-заочной формы обучения высокая мотивация. Они все точно знают, что хотят получить от обучения.
2. Работники завода обучаются в техникуме без отрыва от производства, они задействованы в производственных циклах и процессах, которые изучают в теории на занятиях, поэтому уровень усвоения у них высокий
3. Меньшее, по сравнению с очным отделением, количество часов изучения дисциплин полностью компенсируется и постоянной практикой и общей вовлеченностью обучающегося в производственные процессы предприятия.
4. Преподаватели очно-заочной формы обучения, имея опыт работы на производстве, критически подходят к содержанию рабочих программ и содержанию дисциплин, что позволяет формировать более качественный УМК.

Для лиц, имеющих профессиональное образование возможно снижение срока обучения по отношению к нормативному сроку обучения в рамках индивидуальных учебных планов.
Результативность взаимодействия

Результаты для производства:
1. Получение квалифицированных специалистов, знакомых с производством на практике.
2. Снижение расходов на адаптацию молодых специалистов.
3. Возможность участия в образовательном процессе (корректировка образовательных программ, участие в ГИА, написании УМК и т.д.).
4. Возможность планирования укомплектованности предприятия кадрами.

 

Результаты для техникума:
1. Трудоустройство выпускников в соответствии со специальностями.
2. Реализация различных форм взаимодействия с надежным партнером из числа работодателей.
3. Получение обширной производственной базы для отработки со студентами практической части обучения.
4. Многостороннее взаимодействие преподавателей техникума и специалистов предприятия.
5. Актуализация программ в соответствии с заказом предприятия.
Риски, возникающие при внедрении практики:

Для профессиональной образовательной организации непросто не только найти надежного партнера из числа крупных предприятий региона, но и сохранить наработанную годами практику взаимодействия. При этом необходимо постоянно актуализировать форматы взаимодействия, чтобы соответствовать требованиям времени и научно-технологического прогресса.

Выводы:
ГБПОУИО «ИАТ», являясь учебным заведением, обладающим мощной материально-технической базой и огромным педагогическим потенциалом, имеет надежного партнёра в лице Иркутского авиационного завода. Сотрудничество сторон является хорошо проработанным, подтвердившим свою эффективность за десятилетия совместной работы.

На данный момент партнеры реализуют дуальное обучение студентов, при котором теоретическая часть курса преподается в техникуме, а практическая проходит на предприятии. Данный подход позволяет обучающимся наглядно познакомиться со всеми процессами, погрузиться в специфику производства и по окончании обучения стать квалифицированными специалистами.

В целом, взаимодействие ГБПОУИО «Иркутский авиационный техникум» и Иркутского авиационного завода можно отнести к числу классических вариантов совместной работы образовательного учреждения и крупного предприятия.