Цифровая дидактика профессионального образования

2020 г.

Приказом Федерального института развития образования № 21-7 от 19 июля 2019 года ГБПОУИО «Иркутский авиационный техникум» присвоен статус экспериментальной площадкой по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования», деятельность которой курируется Федеральным институтом развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

Свидетельство о присвоения статуса экспериментальной площадки №05/ЦД.01.20 от 20 января 2020 года.

Тема экспериментальной работы: Реализация единого подхода к формированию понятийного аппарата специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, через создание и внедрение в образовательный процесс электронного глоссария терминов.

Сроки работы экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС: 01.09.2019 год  – 31.12.2020 год.

Объект исследования: Понятийный аппарат специальности.

Предмет исследования: Разработка и апробация инструментария по формированию единого понятийного аппарата специальности.

Основные задачи исследования:

1) Разработка комплекса педагогических условий, обеспечивающих осознание значимости использования единой структуры определения терминов, используемых при изучении различных тем на всех дисциплинах (профессиональных модулях) специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах через организацию работы по формированию перечня терминов в едином формально-логическом виде.

2) Создание системы условий для переосмысления преподавателями содержания учебно-методического комплекта дисциплины (профессионального модуля) специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах с учетом рейтинга полученных терминов.

 Тематический календарный план (с указанием этапов, сроков и отметкой о выполнении):

 

Этап Сроки Отметка о выполнении
Сбор терминов специальности сентябрь 2019 г. Выполнено

Отчет о работе экспериментальной площадки на аппаратном совещании ГБПОУИО «ИАТ», сентябрь 2019

Представление терминов в формально-логическом виде октябрь-декабрь 2019 г. Выполнено
Отчет о работе экспериментальной площадки на аппаратном совещании ГБПОУИО «ИАТ», октябрь 2019
Разработка модуля «Электронный глоссарий» ИАС «ИркАТ» сентябрь-октябрь 2019 г. Выполнено

Инструкция по работе с электронным глоссарием

Наполнение электронного глоссария сформированными терминами декабрь 2019 г. – январь 2020г. Выполнено

Фрагмент глоссария специальности (печатная форма)

Методический семинар ГБПОУИО «ИАТ», январь 2020

Доработка модуля «Рабочая программа» ИАС «ИркАТ» с учетом необходимости добавления сформированных терминов и их синонимов на занятие. ноябрь-декабрь 2019 г. Выполнено

Фрагмент инструментария по формированию РП

Разработка метода рейтенгирования терминов (на дисциплине, на курсе, на специальности) январь-февраль 2020 г. Выполнено
Отчет о работе экспериментальной площадки на аппаратном совещании ГБПОУИО «ИАТ», январь 2019
Создание рабочих программ на 2020-2021 учебный год с помощью модуля «Рабочая программа» ИАС «ИркАТ» февраль-апрель 2020 г. Выполнено

Макет рабочей программы с Глоссарием

Макет рабочей программы профессионального модуля с Глоссарием

Рабочая программа дисциплины с глоссарием ОГСЭ.01 Основы философии

Рабочая программа с глоссарием ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей

 

Анализ результатов апрель-май 2020 г. Выполнено

Отчёт на педагогическом совете ГБПОУИО «ИАТ», апрель 2020 год

Трансляция опыта сентябрь-декабрь 2020 г. Выступление и публикация на межтерриториальном семинаре отделения по сопровождению профессиональных образовательных организаций Ангарско-Черемховской и Байкальско – Иркутской территорий Региональной сетевой методической службы ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики», 16 декабря 2019 года.

Выступление на вебинаре «Цифровая дидактика профессионального образования: трудные вопросы внедрения», «Разработка и внедрение цифрового УМК, как основа цифровой образовательной среды техникума (из опыта работы техникума)», 31 января 2020 года.

Выступление на вебинаре «Структура и комплектация онлайн курсов и образовательных ресурсов в системе СПО», «Неожиданности и открытия в период вынужденного дистанта», 23 сентября 2020 года.

Выступление на педагогическом совете ГБПОУИО «ИАТ», поведении итогов работы экспериментальной площадки за период 01.09.2019 – 31.12.2020, 9 декабря 2020 года

2021 г.

Приказом ассоциации образовательных организаций, научных работников и педагогов профессионального образования «Академия профессионального образования» № 01.ЭП от «11» января 2021 года ГБПОУИО «Иркутский авиационный техникум» продлен статус экспериментальной площадкой по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования», деятельность которой курируется Федеральным институтом развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

Свидетельство о присвоения статуса экспериментальной площадки ЭП № 02/ЦД.01.21 от «11» января 2021 года

Тема экспериментальной работы: Реализация единого подхода к формированию понятийного аппарата специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (квалификация «Специалист по информационным системам»), через создание и внедрение в образовательный процесс электронного глоссария терминов.

Сроки работы экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС: январь 2021 – декабрь 2021 года

Объект исследования: Понятийный аппарат специальности.

Предмет исследования: Доработка инструментария по формированию единого понятийного аппарата специальности. Разработка и внедрение алгоритмов автоматического контроля формируемых терминов.

Основные задачи исследования:

1) Разработка комплекса педагогических условий, обеспечивающих осознание значимости использования единой структуры определения терминов, используемых при изучении различных тем на всех дисциплинах (профессиональных модулях) специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (квалификация «Специалист по информационным системам») через организацию работы по формированию перечня терминов в едином формально-логическом виде.

2) Создание системы условий для переосмысления преподавателями содержания учебно-методического комплекта дисциплины (профессионального модуля) специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (квалификация «Специалист по информационным системам») с учетом рейтинга полученных терминов и автоматических кейсов их проверки.

 Тематический календарный план (с указанием этапов, сроков и отметкой о выполнении):

Этап Сроки Отметка о выполнении
Создание рабочей группы по реализации деятельности экспериментальной площадки. До 20 января 2021 года Выполнено

Копия  Приказа №22 от 25.01.2021 Создание рабочей группы по реализации деятельности экспериментальной площадки

Доработка модуля «Электронный журнал» в части возможности:

просмотра на каждом занятии формируемых терминов, выбранных при написании рабочих программ;

добавления (удаления) на занятии формируемых терминов из глоссария;

перехода в глоссарий для просмотра структуры термина

До 15 февраля 2021года Выполнено
Наполнение электронного глоссария терминами, представленными в формально-логическом виде с указанием родового понятия, видовых отличий и при наличии дополнительных характеристик: синонимы, ассоциативные понятия,  символьное обозначение, графическое представление. Февраль – июнь 2020 года Выполнено
Добавление терминов в рабочие программы дисциплин (модулей) Февраль – июнь 2020 года Выполнено
Внедрение алгоритмов рейтенгирования терминов (на дисциплине, на курсе, на специальности) До 30 марта 2021 года Выполнено
Доработка модуля «Личный кабинет студента» в части отображения терминов и их рейтинга (на дисциплине, на курсе, на специальности) До 30 июня 2021 года Выполнено
Разработка и внедрение алгоритмов построения автоматизированных кейсовых пакетов для проверки сформированных терминов на текущих контролях и при проведении промежуточной аттестации До 30 октября 2021 года Выполнено

 

Анализ результатов, трансляция опыта Ноябрь – декабрь 2021 г. Выполнено

Участие 19 января 2021 года в электронном коворкинге «МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО».

Выступление 19 января 2021 года на вебинаре  «Управление учебной мотивацией студентов» с темой «Построение мотивирующей модели обучения, основанной на качественном содержании и цифровой системе оценки уровня знаний и умений обучающихся».

Участие 15 февраля 2021 года в электронном коворкинге «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЦИФРОВОГО ПОМОЩНИКА» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА СПО».

Выступление 17-18 марта 2021 года на Третьей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения» с темой «Применение методики формирования понятий, терминов у обучающихся в условиях цифровой трансформации».

Участие (апрель, май) в вебинарах посещённых интеграции в действующую сеть экспериментальных площадок «Цифровая дидактика» ПОО, начинающих работу по теме «Общеобразовательная подготовка в СПО».

Выступление на вебинаре 19 мая 2021 года    «Цифровые компетенции педагога СПО и их оценка» с темой «Цифровая компетентность педагога СПО».

Участие (июня 2021 года)  в электронном коворкинге «ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА СПО»

Выступление на вебинаре 22 сентября 2021 года «Способы интеграции проблемных студентов в образовательный процесс с использованием цифровых средств» с темой   «Учебная мотивация и навыки  учебной самостоятельности проблемных студентов с использованием инструментов цифровой образовательной среды. Из опыта»

Участие 18–24 октября 2021 года в электронном коворкинге «УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ»

Выступление на  межрегиональном семинаре (вебинаре)  28 октября 2021 года «Цифровая трансформация колледжа (техникума): задачи, направления, пути решения» с темой Цифровая трансформация проектной деятельности обучающихся ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум»

 

2022 г.

Приказом № 21/01-02-24 от 30.12.2021 «О присвоении статуса «Экспериментальная площадка ФИРО РАНХиГС» ГБПОУИО «Иркутский авиационный техникум» присвоен статус экспериментальной площадкой по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования», деятельность которой курируется Федеральным институтом развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

Приказ 21-01-02-24 от 30.12.2021_О присвоении статуса Эксперементальной площадки

 

Тема экспериментальной работы: Реализация единого подхода (далее — Подход) к формированию понятийного аппарата специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (квалификация – администратор баз данных, разработчик веб и мультимедийных приложений, специалист по информационным системам) через применение методики представления термина в формально-логическом виде на основе цифрового глоссария.

Сроки работы экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС:   январь 2022  года – декабрь 2023 года

Объект исследования: понятийный аппарат специальности; методика применения электронного глоссария на занятиях; алгоритм контроля применения методики формирования понятий.

Предмет исследования: внедрение Подхода; описание методики контроля реализации Подхода.

Основные задачи исследования:

  • Разработка комплекса педагогических условий, обеспечивающих осознание значимости использования единой структуры определения терминов, используемых при изучении различных тем на всех дисциплинах (профессиональных модулях) специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование через организацию работы по формированию перечня терминов в едином формально-логическом виде.
  • Создание системы условий для переосмысления преподавателями содержания учебно-методического комплекта дисциплины (профессионального модуля) специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование с учетом рейтинга полученных терминов и автоматических кейсов их проверки.

 Тематический календарный план (с указанием этапов, сроков и отметкой о выполнении):

Этап Сроки Отметка о выполнении
Создание рабочей группы по реализации деятельности экспериментальной площадки.

Обновление состава рабочей группы по реализации деятельности экспериментальной площадки.

01 декабря 2021г.

 

 

01 сентября 2022г.

Выполнено

Копия Приказа №10 от 14.01.2022г. Создание рабочей группы по реализации деятельности экспериментальной площадки

Копия Приказа № 43 от 28.01.2022 О создании рабочих групп из числа участников ЭП ФИРО РАНХиГС

 

Расширение перечня терминов электронного глоссария, представленных в формально-логическом виде с указанием родового понятия, видовых отличий и при наличии дополнительных характеристик: синонимы, ассоциативные понятия,  символьное обозначение, графическое представление.

Изменение исходных формулировок в результате их переосмысления.

декабрь 2021г. –

декабрь 2023г.

Расширен перечень терминов:

1. Проработана структура 301 термина; содержание терминов согласовано внутри рабочих групп.

2. Термины добавлены в электронный глоссарий.

Отчет о результатах работы экспериментальной площадки за период январь-июнь 2022 г. (слайд 11).

Доработка модуля «Рабочая программа» ИАС «ИркАТ» в части:

—        установления связи между термином и формируемой дидактической единицей знать или уметь;

—        автоматического формирования заданий в печатной форме ФОС для проведения текущего контроля, направленного на проверку терминологии по дисциплине (МДК) (после выбора проверяемой дидактической единицы информационная система предлагает сформировать тестовые пакеты для проверки связанных с ней терминов; преподаватель может согласиться и выбрать задания из предложенных или внести свои).

январь-март 2022г. Доработан модуль «Рабочая программа» ИАС «ИркАТ» в части установления связи между термином и формируемым результатом освоения

Отчет о результатах работы экспериментальной площадки за период январь-июнь 2022 г. (слайд 8).

Добавление терминов в рабочие программы дисциплин (модулей). март – май 2022г., 2023г. (в период написания рабочих программ) Добавлены термины в рабочие программы дисциплин (модулей) для обучающихся 2022 года набора.

 

Отчет о результатах работы экспериментальной площадки за период январь-июнь 2022 г. (слайд 9)

Обновление ФОС для проверки формируемых терминов. март – май 2022г., 2023г. (в период написания рабочих программ) Обновлены ФОС для проверки формируемых терминов.

Отчет о результатах работы экспериментальной площадки за период январь-июнь 2022 г. (слайд 10).

Доработка алгоритмов рейтенгирования терминов (на дисциплине, на курсе, на специальности, проверяемых с помощью тестовых пакетов). июнь 2022г., 2023г. (после обновления рабочих программ)
Демонстрация преподавателями методики применения электронного глоссария через проведение серии открытых занятий, выступлений на методических семинарах, заседаний цикловых комиссий. март 2022г. – декабрь 2023г.
Разработка и внедрение алгоритма контроля применения преподавателями единого подхода к формированию понятий на специальности  (не менее 50% преподавателей специальности ИСП). май-октябрь 2023г.
Доработка модуля «Тестирование» ИАС «ИркАТ» в части формирования автоматизированных тестовых пакетов для выбранных в качестве проверки терминов. июнь 2022г. – октябрь 2023г.
Анализ промежуточных (итоговых) результатов, трансляция опыта. 1.12.2021г.–31.12.2023г. Участие 15 марта 2022 года в Четвертой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения», секция «Общеобразовательная подготовка в СПО в условиях цифровизации» с темой «Формирование предметных результатов общеобразовательных дисциплин средствами цифрового глоссария».

 

Отчет о результатах работы экспериментальной площадки за период январь-июнь 2022 г.