Интервью с выпускником Иркутского авиационного техникума – Гороховым Дмитрием Викторовичем, начальником агрегатно-сборочного производства по гражданской авиационной технике Иркутского авиационного завода. Под его руководством выполняется сборка перспективного российского пассажирского самолета МС-21.
— Почему Вы решили связать свою трудовую деятельность с авиастроением?
— Все мои родственники так или иначе работали на Иркутском авиационном заводе. Проживал в детстве и по сей день проживаю во втором Иркутске, поэтому выбор профессии и учебного заведения был очевидным. После окончания школы в 1987 году я успешно сдал экзамены и поступил в Иркутский авиационный техникум, который закончил с отличием, затем в 1991 году продолжил обучение в Иркутском политехническом институте и в 1996 – пришел работать на Иркутский авиационный завод, других мест работы у меня не было.
— Что Вам дало обучение в техникуме?
— Техникум — учебное заведение, которое вывело меня в жизнь, дало базовый объем знаний и умений. Один год из четырех лет обучения– это практика. Поскольку я учился по специальности «Обработка металлов давлением», практику проходил на участке товаров народного потребления на заготовительно-штамповочном производстве Иркутского авиационного завода. Там производились санки, полозья, детские конструкторы и прочие изделия. Производство было конвейерным, все перерывы – по звонку, никуда отлучиться самовольно было невозможно. Эти обстоятельства, конечно, научили работать.
Авиационный техникум стал очень хорошей школой, после которой учеба в институте, как и работа на производстве, давалась значительно легче, чем одногруппникам, не имевшим среднего профессионального образования. Мы были немного старше и обладали гораздо большими техническими знаниями и опытом разработки и защиты курсовых и иных работ. Да и поступить в институт на «Самолетостроение» было проще — поступали без экзаменов, только пройдя собеседование.
— Как Вам помогает в управлении производством то, что Вы знаете работу изнутри на каждом этапе?
— Я работал мастером, старшим мастером, заместителем начальника цеха, затем начальником цеха, начальником производства. В этом году 10 лет как я назначен на должность начальника производства. Это нормальная практика, когда начинают работать с низшего звена, с мастера. Не пройдя все ступени, нельзя сразу стать начальником цеха. Ты должен все это пройти своими руками, ногами, головой, все это прощупать, все это внедрить, выполнить, набирая потихоньку знания, умения, опыт, в том числе опыт руководства. Необходимо уметь работать с людьми. На производстве никто не работает самостоятельно, это всегда работа коллектива. К тому же, обязательно нужно постоянно учиться, если какой-то элемент знаний хромает, это видно, это невозможно спрятать.
— Расскажите о сотрудничестве с учебными заведениями?
— Есть несколько образовательных учреждений, готовящих специалистов для авиастроения, со всеми мы активно сотрудничаем и с Иркутским авиационным техникумом, в частности. Мы принимаем участие в разработке образовательных программ для того, чтобы поддерживать актуальность получаемых студентами знаний и умений в условиях активного развития авиастроения. Так же специалисты завода проводят встречи со студентами, учувствуют в различных мероприятиях и возглавляют государственные экзаменационные комиссии по ряду специальностей, и, конечно, принимаем студентов на практику.
Студентов авиационного техникума мы принимаем на практику в технологические отделы, где они занимаются подготовкой производства, разработкой технологической документации, оформлением сопроводительной документации, разработкой технологических процессов, а также занимаются освоением уникального высокопроизводительного оборудования, пишут управляющие программы и подбирают инструмент. На практику принимаем всех, кто захотел пройти ее именно на авиационном заводе, некоторых студентов принимаем на работу еще во время обучения.
— Расскажите о Ваших увлечениях?
— В первую очередь, это, конечно, спорт. Вот уже 44 года как я регулярно занимаюсь спортом: в школе легкая атлетика, затем тренажерный зал, бодибилдинг и с 2005 года профессионально занимаюсь баскетболом. В 2021 году мы создали баскетбольный клуб «Авиастроитель», команда состоит только из работников авиационного завода. С этой командой не первый год участвуем в соревнованиях города, области и страны. Второй сезон действует школа баскетбола для детей, всячески способствуем развитию спорта в городе.
— В чем секрет Вашего успеха?
— Наверное, упорность, желание работать. Я всем говорю, что мне интересно ходить на работу каждый день. Потому что каждый раз что-то новое, каждый раз сталкиваюсь с новыми сложностями, вызванными выпуском нового самолета, находишь пути решения. У руководителей такая специфика работы: ты должен устранять проблемы, которые у тебя возникают. И не факт, что завтра будет такая же проблема, как сегодня, и ты легко её решишь.
Я связал свою жизнь с самолетостроением и нисколько не жалею об этом. Когда летает наш самолет, гордость берет, что это твоих рук дело. Ты вложил туда свои знания, умения, опыт, инновации и ты к этому причастен.