Актуальность проблемы поведенческих рисков в Одной из центральных характеристик студенчества является молодость – как фаза/этап жизненного пути. Современные исследования касаются изучения процесса становления молодежи в различных сферах: образовании, профессии, семье и других. Результаты демонстрируют широкий круг проблем, возникающих в процессе социализации, к числу которых следует отнести утрату идеалов, неравенство в различных областях, рост девиаций, а также ухудшение состояния здоровья. Обучающиеся как социальное образование находятся в процессе достижения социальной зрелости, который не исключает ошибок и риска в выборе того или иного образа жизни. Процесс перехода от юношеского возраста к социально зрелой личности обусловлен как внешними объективными, так и субъективными факторами. Учитывая взаимосвязь данных факторов (внутренних и внешних), нельзя не обойти вниманием еще одно свойство студенчества: «Молодым людям больше присуще стремление к новому, неизведанному, и они меньше рефлексируют по поводу возможных последствий от соприкосновения с неопределенностью, а потому смелее идут на риск. Можно сказать, что доминанта риска в моделях поведения молодежи является общей характеристикой современных молодых поколений». Риск может рассматриваться в качестве одного из сущностных свойств молодежи как социально-демографической группы и значимого фактора ее социального развития. Но необходимо отметить, что риски в поведении у молодых людей могут быть и сигналами, характеризующими ситуацию вовлечения в различные формы рискованного поведения. По результатам СПТ (социально-психологического тестирования) в 2022-2023 году в ГБПОУИО «ИАТ» преобладающие риски в поведении у студентов группы повышенного внимания могут проявляться в следующих формах дезадаптации: сложности социально-психологической адаптации, различные формы агрессивного, противоправного, рискованного, аддиктивного (зависимого) поведения. Памятка «Раннее проблемное отклоняющееся поведение». График проведения СПТ
молодежной среде
Социальное взросление сопровождается поиском идентичности, образцов поведения и стратегий, которые становятся базисом для реализации жизненной траектории. В данном случае речь идет о субъективном выборе, то есть внутреннем риске.
Для того, чтобы вовремя сориентироваться в сложившейся ситуации риска в поведении молодого человека, предлагаем воспользоваться материалами, разработанными ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ), которые включают в себя комплект памяток по различным видам девиантного поведения обучающихся.
Методические материалы «Навигатор профилактики девиантного поведения – 2022» опубликованы на официальном сайте МГППУ и доступны по ссылке
Памятка по агрессивному поведению.
Памятка по делинквентному поведению.
Памятка по аддиктивному (зависимому) поведению.
Памятка по рискованному поведению.
Методические рекомендации СПТ 2022
Приказ о проведении СПТ